AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.
В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.
Второе направление в изучении социальной адаптации связано с гуманистической психологией. Исследования социальной адаптации в этом направлении представлены работами, в которых в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств.
Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт — фрустрация — акты приспособления. Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь тогда, когда фрустрируются фундаментальные, базальные потребности личности. К их числу, например, А. Маслоу относит физиологические потребности, потребность в безопасности, аффилиативные потребности (потребность в принадлежности к группе, в общении), потребность в уважении, признании, любви и потребность в самоактуализации.
В рамках гуманистической психологии, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды.
Еще один подход в исследовании социальной адаптации связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт — угроза — реакция приспособления. Однако содержание ее иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность к поиску возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса
В подходе к проблеме социальной адаптации с позиций когнитивного диссонанса, как и в других теориях, выделяются два уровня адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптированность связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация — с выраженным эмоциональным переживанием.
Анализируя работы отечественных авторов, как стоящих на позиции деятельностного подхода, так и рассматривающих социальную адаптацию в рамках парадигмы общения и межличностного взаимодействия, А. Н. Жмыриков справедливо заключает, что и здесь используются лишь два критерия адаптированности и, соответственно, выделяются два уровня: полной адаптированности и дезадаптации, что, по его мнению, является недостаточным.
Одна из попыток такого решения проблемы состоит в том, что в структуре социальной адаптации личности выделяются следующие компоненты (они же критерии адаптированности): выходные параметры деятельности личности, степени интеграции личности с макро- и микросредой, степень реализации внутриличностного потенциала, эмоциональное самочувствие (А. Н. Жмыриков ). Использование этих показателей в качестве критериев адаптации позволяет выделить четыре основных уровня адаптированности личности: высокий избыточный, высокий оптимальный, низкий, дезадаптивный.
Также были выделены уровни социальной адаптации, которые варьировали от легкой степени дезадаптации до полного ее отсутствия, где конкретизируется несколько областей, в которых может проявиться дефицит адаптации: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные возможности умение жить в микросреде.
Таблица 1.
Феномен адаптации личности к трудностям (по Л. В. Куликову):
Характеристики адаптации личности к трудностям |
Мобилизация (уровень активности) | |||
Недостаточная |
Адекватная |
Избыточная | ||
Отношение к ситуации, доминирующий мотив |
Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки |
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели |
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно | |
Характер Адаптации |
Адаптация неполна без достаточной активности |
Адаптация укрепляется активностью |
Адаптация ослабляется излишней активностью | |
Поведение |
Пассивное (капитуляция) |
Активное организованное |
Активное дезорганизованное | |
Продуктивность — ориентировочной активности — волевой активности |
Отсутствует Отсутствует |
Наличествует Наличествует |
Наличествует Отсутствует | |
Энергетическая характеристика физиологических процессов |
Снижение расходования энергии или трата ее на торможение |
Адекватное, устойчивое расходование энергии |
Избыточное расходование энергии | |
Преобладающая фаза стресса |
Фаза истощения |
Фаза резистентности |
Фаза мобилизации (фаза тревоги) | |
Главная характеристика Состояния |
Апатия |
Активация |
Высокое напряжение | |
Настроение |
Сниженное настроение, уныние |
Ровное настроение, бодрость |
Неровное настроение, беспокойство | |
Вероятный исход |
Гипотимия, депрессивный синдром |
Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией |
Астения |
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...
«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...
Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.