AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.
В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.
Появление термина «социальная педагогика» связывают с именем известного немецкого философа А. Дистервега. Этим словосочетанием последний обозначал «деятельность по профилактике правонарушений среди обездоленных и беспризорных детей». Позднее определение Дистервега легло в основу концепции П. Наторпа, в которой уровень просвещенности и культурности человека напрямую зависел от интенсивности «воспитательной силы общества». После этого связка педагогической деятельности и общественного влияния уже не разрывалась. Проследив за содержанием нескольких научных определений термина «социальная педагогика», можно в этом убедиться.
В.В. Семенов говорит об этом напрямую, называя социальную педагогику «наукой о воспитательном влиянии среды». В этом утверждении его поддерживают другие известные педагоги, психологи и философы: С.Т. Шацкий, В.В. Зеньковский, А.С. Макаренко.
Шире определение социальной педагогике дает А.В. Никитин. По его мнению это «теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентаций, убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий».
В этом определении присутствует такой новый термин как «социализация». По сути – это определяющий процесс, который характеризует взаимосвязь индивида и окружающей его среды. А как уже было отмечено выше это и есть два основных субъекта социальной педагогики.
Социализация подходит под более общее понятие «развитие». А.К. Лукина определяет развитие как «сложный динамический процесс формирования качественных новообразований в структуре личности ребенка, происходящий в результате взаимодействия четырех факторов: его естественного психофизиологического развития; воспитания и обучения как системы целенаправленных воздействий; его собственной социальной деятельности и многообразных влияний окружающей его социальной среды».
Социализация же, по Мудрику, - это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Таким образом, - продолжает Мудрик, - «можно считать, что развитие – общий процесс становления человека, а социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями».
Принято выделять четыре вида социализации:
- стихийная социализация, которая возникает «в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных обстоятельств жизни»;
- относительно направляемая социализация – возникает «в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан»;
- относительно социально контролируемая социализация – возникает «в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека»;
- самоизменение человека – «это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным».
Анализируя эту типологию, можно придти к выводу, что активную роль в процессе социализации будет занимать либо сам человек, как это описано в последнем варианте, либо общество и государство, как это описано в первых трех вариантах. В любом случае образуется субъект – объектная связь. Исходя из такого подхода, разделяют два механизма становления человека частью общества – механизм приспособления и механизм обособления. Первый предполагает «согласование требований и ожиданий среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением», а второй реализует «потребность человека иметь собственные взгляды» на окружающую его социальную действительность.
В процессе социализации лежит «конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе». И сущность социализации состоит в «сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества».
Это сочетание особенно учитывается в проектировании среды для образования и воспитания ребенка как для основных путей передачи социальных норм. Образование и воспитание относятся к относительно контролируемому типу социализации. Исходя из различных определений этих понятий, можно придти к выводу, что оба этих процесса характеризуются передачей, в первом случае знаний, умений, во втором случае – норм поведения. И они оба зависят от общепризнанной в обществе нормы образованности или воспитанности. Социализация более затрагивает процесс воспитания, но также оказывает влияние и на обучение ребенка, уровень его образованности.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...
«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...
Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.