AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.
В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками был проведен констатирующий срез в четвертом классе "В" гимназии №25 города Ростова-на-Дону, классный руководитель Беленко Марина Александровна. Класс состоит из 26 человек: 14 мальчиков и 12 девочек.
В эксперименте приняли участие 23 ученика.
Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач:
Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся в результате изучения детьми художественной литературы.
Определение круга читательских интересов младших школьников.
Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
В качестве исходного материала, на котором изучался изначальный уровень нравственных качеств школьников, были выбраны такие моральные нормы, как "Ответственность" и "Доброжелательность", которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Нравственная норма "доброжелательность" характеризуется в большей степени взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется как стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении изначального уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников.
Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из определяющих для формирования личности школьника. Почему? С.А. Герасимов поясняет это так: "Функцией нравственно-эстетического воспитания является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного".
В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях истории, научных знаниях. С помощью образов представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от воспитания цельного образа как единичного явления к пониманию содержащегося в нем образов-обобщений и раскрытию их внутреннего, глубокого смысла.
Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.
Как было указано выше, полноценное восприятие произведения предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При этом каждый вопрос был направлен на выявление одного их них. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.
Для оценки ответов учащихся на вопросы к произведению был выделен ряд критериев. Каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса. Ниже приводится список критериев оценки ответов на вопросы с присвоенными им баллами:
1. Умение оценивать героя 1 балл
2. Понимание причин поступков героев
- с опорой на житейское представление 1 балл
- с опорой на произведение 2 балла
Умение определять последствия поступков персонажей 2 балла
4. Умение увидеть смену отношения 1 балл
5. Ссылка на произведение 2 балла
6. Понимание нравственного смысла поступков героев3 балла
Первый вопрос выявлял насколько у учащихся развита способность оценивать нравственные качества героев произведения. За умение оценивать героев произведения учащийся получал 1 балл. Анализ ответов показал, что все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку героине сказки. 88% учащихся экспериментального класса привели по два или более прилагательных. Полученные данные свидетельствуют о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, нравственному смыслу их поступков, высказывать суждения о персонажах.
Немаловажным при восприятии художественного произведения является определять последствия поступков персонажей. Умение верно определять последствия поступков персонажей оценивалось в 2 балла. Проведенный срез показал, что 84% учащихся экспериментального класса обладают умением видеть указанные последствия. Способность верно определять последствия поступков персонажей произведения является показателем того, что ребенок находится на констатирующем уровне восприятия художественного произведения.
Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умение наблюдать сцену отношения. Данное умение оценивалось в 1 балл, но если учащийся обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал 2 балла. Результаты среза показали, что 20% учащихся экспериментального класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героине не менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Однако школьники пытаются размышлять, обосновывать свои ответы, например, учащиеся указали, что ''их отношение к героине менялось".
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...
«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...
Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.