AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.
В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.
Социально-экономические преобразования в России, перемены в развитии общества определяют необходимость модернизации образования, превращения его в гибкую саморазвивающуюся систему, отличительной особенностью которой является готовность адекватно отвечать на «вызов» времени.
Современное образование становится все более сложной системой, которой приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем возрастающие требования ко всем участникам образовательного процесса.
По данным ЮНЕСКО число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется трудностями сопровождения учебными материалами, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.
Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.
Итак, информационные технологии (ИТ) и образование – эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.
В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область – «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.
Проблема широкого применения компьютерных и информационных технологий в сфере профессионально образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы информационных технологий обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации и информатизации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические – Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические – В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Несмотря на возросшие технологические возможности современного образования, внедрение ИТ осуществляется не так быстро, как того требуют объективные обстоятельства, что связано, в немалой степени, с феноменом сопротивления нововведениям, который широко проявляется в массовой педагогической практике из-за слабой готовности не только педагогов, но и студентов к применению инновационных технологий, низкого уровня мотивации к совершенствованию своей профессиональной и учебной деятельности. Отчасти это связано и с недостаточной степенью изученности характера и сущности влияния ИТ на эффективность учебного процесса, несмотря на то, что они все глубже проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Очевидно, что становление новой системы образования в России должно быть ориентированным на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, а компьютерные и информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Важность осознания необходимости применения ИТ в образовании продиктована также тем, что перед современной высшей школой стоит задача подготовить специалиста не только высококвалифицированного, владеющего научными, техническими знаниями и умениями, профессиональными навыками, но также способного самостоятельно и быстро адаптироваться в меняющейся информационной и технологической среде; обладающего такими профессионально и социально значимыми качествами, как инициативность, креативность, мобильность, предприимчивость, деловитость, и таким качеством личности, как стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Именно эти качества должны формироваться в результате грамотно спланированной и организованной самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе. И в этом контексте трудно переоценить значение и возможности применения ИТ в вузе.
Однако внимание вузовской педагогики к вопросам технологизации СРС нам представляется недостаточным, отчасти потому, что традиционно студентам предоставляется возможность самостоятельно выбирать методы осуществления самостоятельной учебной деятельности, отчасти потому, что не существует практики методического сопровождения СРС, предусматривающей применение ИТ. Речь идет не просто об улучшении в каком-то отношении сложившейся практики организации СРС в вузе, а о научном поиске технологических решений, способных сделать ее максимально эффективной как в плане достижения образовательного стандарта, так и в плане личностного роста, самореализации обучающегося.
Опыт педагогической работы в вузе, изучение специальной литературы позволили нам выявить в существующей вузовской практике и сформулировать некоторые противоречия:
между процессом информатизации образования и отсутствием общего подхода к использованию ИТ при организации и осуществлении СРС в вузе;
между изменяющейся парадигмой учебной деятельности в условиях перехода к информационному обществу, возросшим потенциалом инструментальных средств и прикладных информационных технологий, современными тенденциями реформирования системы образования – с одной стороны, и реальным состоянием методической системы, не в полной мере обеспечивающей развитие современного уровня информатико-математической и методико-технологической компетентности будущих специалистов и преподавателей в их деятельностном выражении – с другой стороны;
между осознанной потребностью современных студентов в формировании и развитии умений интеллектуального труда, освоения педагогических технологий самоорганизации, самоуправления и самовоспитания и отсутствием результативного подхода к организации этого процесса с применением ИТ.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как с помощью современных информационных технологий повысить эффективность организации, осуществления и контроля самостоятельной работы студентов в вузе?
Выделенные противоречия и актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили тему настоящего исследования «Информационные технологии обучения как фактор успешной организации самостоятельной работы студентов в вузе».
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально подтвердить целесообразность применения выбранных информационных технологий на примере использования мультимедийного учебника с целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
Объектом настоящего исследования является самостоятельная работа студентов в вузе.
Предмет изучения составляют ИТ как средство организации, осуществления и контроля самостоятельной работы студентов в вузе.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что процесс организации, осуществления и контроля СРС с применением ИТ будет эффективен, т.е. будет способствовать достижению образовательного стандарта, самостоятельному решению теоретических и практических задач в области обучения, повышению активности участия студентов процессе собственного образования при условии:
формирования готовности студентов к применению ИТ в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;
выбора информационно-образовательных технологий, адекватных плану и содержанию СРС;
определения организационно-педагогических условий успешной реализации выбранных информационно-образовательных технологий в СРС;
использования мультимедийного учебника как пример применения ИТ в учебном процессе.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «информационные технологии», обосновав содержание основных компонентов, дать его современную трактовку, опираясь на тенденции развития образования, перспективы использования.
2. Выявить ИТ на примере мультимедийного учебника «English», позволяющие наиболее эффективно организовывать и осуществлять СРС в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения.
3. Выявить организационно-педагогические условия успешности реализации выбранных ИТ в процессе организации СРС.
4. Экспериментально проверить эффективность мультимедийного учебника «English» при организации и осуществлении самостоятельной работы студентов на основе выявленных организационно-педагогических условий.
5. Определить критерии мониторинга качества СРС.
Методы исследования: 1) теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической, педагогической, исторической и методологической литературы; 2) диагностические, охватывающие тестирование, анкетирование студентов, беседа, опрос, самооценка и самоконтроль; 3) эмпирические, включающие изучение практического опыта, наблюдения; 4) экспериментальные, состоящие из дидактического эксперимента и мониторинга качества обучения; 5) статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании дидактических особенностей (повышение мотивации, дифференциация и индивидуализация обучения, придание гибкости учебному процессу) информационных технологий и организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы студентов.
Практическая значимость заключается в разработке системы дидактических целей, принципов, условий и критериев применения информационных технологий с целью повышения эффективности СРС в вузе.
Область применения – организация самостоятельной работы студентов в высшей школе.
Внедрение – осуществлялось в группах студентов факультета Экономики и управление Тульского государственного университета.
информационная технология педагогика обучение
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...
«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...
Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.