AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.
В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.
Цель урока: 1) выделить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; 2) тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3) предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова который; 4) раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5) тренировать в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными; 6) познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.
Ход урока.
Повторение общих сведений о сложноподчиненных предложениях.
Выполняется упражнение на разграничение главного и придаточного предложений, а также союзов и союзных слов.
А. С. Пушкина давно интересовала тема взаимоотношений крепостных крестьян и помещиков. В 1833 году, когда возник замысел романа из эпохи крестьянского восстания под предводительством Пугачева, поэт начинает изучать архивные материалы и мемуарную литературу, в которой освещались события того времени. Затем он отправился в Оренбург, туда, где когда-то развертывалось крестьянское движение, и собрал там большой материал.
Замените слово предводительство другим, близким по смыслу.
Проверьте по словарю Ожегова, возможна ли замена слова крепостной словом крепостник. Укажите в тексте слово, которое можно заменить данным существительным (помещик).
По словарю синонимов Евгеньевой подберите синонимы к словам мемуары, восстание. Объясните, почему в повести «Капитанская дочка» употреблено вместо восстание слово бунт (а также бунтовщик, мятежник, мятежный). Наведите справку о происхождении слова мемуары в Школьном словаре иностранных слов.
Проблемное задание. урок русский словарная синонимический
Соответствует ли нормам современного литературного языка построение предложения А. С. Пушкин подробно расспрашивал живых свидетелей о Пугачеве, которых рассказы тщательно записывал?
Работа с учебником.
Прочитайте внимательно теоретическую часть параграфа и выделите в ней то место, где названы признаки придаточных определительных. Придаточное определительное 1) отвечает на вопрос какой? 2) относится к существительному главного предложения; 3) прикрепляется к главному предложению союзными словами который, что, куда, где и др.; 4) всегда стоит после существительного, к которому относится.
Выясняется, почему рассматриваемые придаточные предложения называются определительными.
Решение проблемного задания (см. пункт II).
В построении предложения, данного в проблемном задании, отмечаются две ошибки: 1) придаточное определительное отделено от определяемого существительного словами о Пугачеве; 2) союзное слово который, являющееся несогласованным определением, стоит впереди определяемого существительного рассказы.
Предложение перестраивается: А. С. Пушкин подробно расспрашивал о Пугачеве живых свидетелей, рассказы которых тщательно записывал.
Вопросы:
Как определить, каким членом предложения является союзное слово который? (Союзное слово который замещается тем существительным, к которому относится придаточное определительное.)
Чем обусловлен выбор формы союзного слова который? Союзное слово который согласуется в роде и числе с тем существительным, которому относится придаточное определительное, падеж союзного слова зависит от того, каким членом это слово является в предложении.) свидетелей (мн.ч.), рассказы которых (т.е. свидетелей; мн.ч.)
Объясните, почему в данном предложении нельзя ставить запятую перед словом который. (Запятая разделяет главное и придаточное предложение; в данном же примере придаточное предложение начинается словом рассказы, поэтому запятая ставится перед ним.)
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...
«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...
Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.